«Мы переформатируем производственную систему под клиента»

«Мы переформатируем производственную систему под клиента»
09.11.2022

«Мы переформатируем производственную систему под клиента»

Интервью с генеральным директором ОАО «КУМЗ» Михаилом Ненюковым, опубликованное в ноябрьском номере специализированного журнала «Металлоснабжение и сбыт»:


Михаил Юрьевич, давайте начнем с наиболее проблемного направления — с экспорта. Как складывается здесь ситуация на сегодняшний день?

Надо признать, что мы теряем экспорт. Это волнообразная тенденция текущего года, очень сильно зависящая от новостей. Каждый день появляются новые вызовы, которые нашей команде приходится решать. В целом можно оценить, что экспорт снизился на 30%. Причем касается это, прежде всего, проката — продукции нашего нового прокатного комплекса, ориентированного преимущественно на экспорт, потому что внутри страны такого объема потребления пока нет. Но мы ждем старта программы самолетостроения от Объединенной авиастроительной корпорации.

КУМЗ - это в принципе экспортно ориентированная компания. Ограничения в Европе по плоскому прокату являются самым значительным вызовом нынешнего дня, поскольку до момента введения ограничений доля экспорта превышала 50% общего объема производства проката. Сейчас мы сохраняем свое присутствие в Европе, прежде всего, в части экструзии. Не так давно я побывал на крупнейшей алюминиевой выставке в Дюссельдорфе (Германия), пообщался с клиентами — они очень заинтересованы в продолжении сотрудничества с нами. Бренд КУМЗа как надежного поставщика в Европе очень известен, поэтому мы стараемся не терять контакт с клиентами.

Проблемы возникают также в финансовых расчетах. Каждый день появляются новые вводные. Сложно прогнозировать развитие ситуации с учетом разворачивающегося в Европе энергетического кризиса, закрытия алюминиевых мощностей (так как они очень энергоемкие) и возможного ограничения поставок российского алюминия на Лондонскую биржу металлов. Меня волнует, как энергетический кризис скажется на потреблении нашей продукции.

В США на данный момент у нас нет никаких ограничений, но там повысили пошлины на импорт, сделав их заградительными.

В противовес развиваем поставки на Восток, особое внимание уделяем представительству в Гонконге (Китай) и развиваем торговые каналы. Там тоже ограничения отсутствуют, кроме высококонкурентной среды. Мы намерены попытаться наладить сотрудничество с китайскими авиастроителями, которые как раз сейчас закладывают производителей в ведомости покупных изделий при запуске новых проектов. Разумеется, работа на Востоке имеет свою специфику, там совсем другая ментальность, иной мир. Чтобы закрепиться на этом рынке, нам придется поработать над своей конкурентоспособностью и энергоэффективностью. При том что качество нашей продукции заведомо превосходит требования к потребительским свойствам, но тем не менее везде — и в Китае, и в Индии — от российского поставщика ждут дисконт. Поэтому очень важен вопрос балансировки рынка. Чтобы быть конкурентоспособными на восточном рынке, нам важно получать сырье от своего основного поставщика — Русала, и не с европейской премией, а с азиатской. Будем вести с Русалом диалог на эту тему.

За последнее время КУМЗ существенно расширил производственные мощности. Насколько они в настоящее время загружены с учетом сложной геополитической ситуации?

КУМЗ является многопрофильным предприятием, имеющим в его составе литейное, прокатное, кузнечное и прессовое производства. Мощности загружены неравномерно, нестабильно. К примеру, существующий спрос значительно превышает возможности нашей кузницы и прессового производства. По прокатному производству восполнить экспортные потери пока не удалось. Наблюдается существенное снижение загрузки в той части, где размещались заказы крупных потребителей проката, ориентированных на запросы предприятий по выпуску товаров народного потребления, строительного комплекса и легкового автопрома. Прокатные мощности хорошо загружены по эксклюзивной продукции — по каленым и специфическим листам.

Перед нами стоит непростая задача: к концу текущего года вернуться на производственные показатели января-февраля 2022 г. и создать предпосылки для активного развития.

В августе и сентябре на КУМЗе наблюдалось увеличение объемов производства. Так, в августе производство выросло на 49,2% по сравнению с июлем, а в сентябре — на 12,6% к уровню августа. Сформирован портфель заказов на IV квартал 2022 г. К факторам роста можно отнести нормализацию ситуации в сфере обеспечения КУМЗа сырьем и эффект импортозамещения в обеспечении технологическими материалами.

По каким металлопотребляющим отраслям планируете активизировать работу для увеличения загрузки производства и объемов продаж?

Особое внимание на предприятии уделяется машиностроительному комплексу, коммерческому сектору автопрома и гражданскому авиастроению.

Поскольку машиностроение для нас — традиционный сектор, то предприятия данной отрасли являются приоритетными заказчиками. Прежде всего, именно этот сегмент у нас растет по объемам. Есть хорошая возможность перекрыть по данному направлению докризисные показатели работы.

Что касается коммерческого транспорта, то основная продукция здесь — плоский прокат  для производства цистерн, широкие рифленые листы для настила пола изотермических фургонов, ленты для радиаторов грузовиков.

Если говорить о гражданском авиастроении, то с учетом свертывания возможностей по импорту зарубежной авиатехники и ее комплектующих в России созданы алюмопотребляющие программы по МС-21, Сухой Суперджет, Ту-214… Рассчитываем на активное участие в них.

Кроме того, есть перспективные направления. Так, по железнодорожной тематике это возможные поставки продукции для вагоновхопперов (вагоны сертифицируются), танк-контейнеров для перевозки сжиженного газа (сейчас как раз создается образец танк-контейнера). Экспериментальные поставки от нас уже были. По алюминиевому мостостроительству: КУМЗ принимает участие в пилотном проекте в Татарстане. В строительном сегменте отмечу выпуск нашим предприятием листов для анодирования, поставки для оформления фасадов ЖК «Береговой-2» (Москва) и СКА «Арена» (Санкт-Петербург). Строительная отрасль выступит драйвером роста спроса.

Какие планы по расширению сортамента алюминиевого проката на ближайшую перспективу?

Мы планируем развивать производство каленых листов с РТ-Техприемкой для гражданского авиастроения. Потребность здесь большая. В условиях планируемого увеличения объемов выпуска отечественной авиационной техники удовлетворить спрос на каленые листы возможно только с учетом мощностей линии непрерывной термообработки КУМЗа. Первые потребители довольны листовой продукцией, произведенной на этой линии. Примечательно также то, что сроки поставок листов стали короче, а их цена — ниже, чем при традиционной технологии закалки. Сейчас продукция на этапе сертификации.

Традиционное внимание уделяем новым видам профилей и штамповок, в том числе для программ по МС-21, Сухой Суперджет.

Развитию более полного технологического цикла на КУМЗе уделяется очень серьезное внимание. В ближайшее время начнет работу новый участок механической обработки, оснащенный современным оборудованием. Завод начнет поставлять поршни, диски колес и прочие детали. Причем все материалы после механической обработки при необходимости могут быть термообработаны здесь же, на мощностях предприятия. Участок уже загружен заказами, которые прежде КУМЗ размещал на стороне.

Как распределяется пул потребителей продукции между «конечниками» и трейдерами?

По данным за III квартал 2022 г., поставки на внутренний рынок составляют 65% общего объема выпуска продукции. Доля российских дистрибьюторов (металлосервисных компаний) в потреблении продукции КУМЗа за этот период на внутреннем рынке составляет 54%, доля конечных заказчиков - 46%. Компании продающие металл, решают очень важные задачи, в том числе по равномерной загрузке производственных мощностей. Металлургам не выгодно работать с небольшими партиями и заказами. Продавцы решают этот вопрос. Когда трейдер имеет разветвленную сбытовую  сеть в разных регионах страны и может удовлетворять запросы потребителей, он решает те проблемы, которые не может решить ни один металлург. Нам важны такие взаимоотношения. И даже наши крупные конечные заказчики, когда им срочно необходим дополнительный объем определенной продукции, а мы не можем его предоставить из-за инертности производства, обращаются на склады металлотрейдеров. Главное, чтобы не было перекосов. Для предсказуемости производства соотношение сбыта 50 на 50 между «конечниками» и трейдерами я считаю нормальным.

Любой клиент для нас — это основа основ. Если до марта был рынок производителя, то сейчас — рынок покупателя. Если раньше существовало понятие «квота», то сейчас мы принимаем все заявки и обеспечиваем выполнение заказа. Мы адаптируем производственную систему под клиента. Подобная стратегия клиентоцентричности подразумевает, что мы будем перестраивать поток создания ценности для максимального удовлетворения потребностей клиента по продукту, срокам, качеству, сервису и цене.

Открывает ли какие-то новые возможности для предприятия импортозамещение?

На удивление, внутренний рынок растет по самому широкому спектру номенклатуры. Сейчас наблюдаются определенные всплески по ряду позиций, возникают совершенно неожиданные запросы. Хочется понимать, что это - всплеск или это надолго? Если первое, то надо сосредоточиться на удовлетворении спроса, если второе, то нужно дополнительно точечно инвестировать в отдельные производства. Появляются совершенно новые запросы - например, выпуск продукта с механической обработкой для транспортного машиностроения, поскольку зарубежные поставщики ушли с рынка. Фактически это означает уход в следующий передел, в изготовление комплектующих и встраивание в производственную цепь. Если это серийная история, то, конечно, нам необходимо включаться в такие программы.

КУМЗ регулярно проводит научно-технические конференции для своих партнеров, для производителей оборудования и технологий и потребителей продукции завода. Как бы вы оценили итоги проведенной 13—14 октября конференции «Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления»?

Конференция актуальна по времени и содержанию. Ничто не заменит личное общение - оно позволяет установить высокий уровень доверия и понимания.

Особо выделю научно-технический аспект партнерства с ведущими научными центрами, конструкторскими бюро и академическими институтами. На конференции была заинтересованная дискуссия о совместных проектах, о планах и программах по разработке и освоению новых сплавов, новых видов продукции, созданию новых производств. Происходило реальное сближение позиций, уточнялся общий вектор развития. КУМЗу, лидеру по технологической оснащенности среди предприятий российского сектора глубокой переработки алюминия, обладающему своим Научно-технологическим центром, есть что предложить.

Мы готовим условия для завтрашнего роста, в том числе в части организации экспериментального производства, развивая собственную инженерную школу. Сегодня в аспирантуре обучается семь работников Каменск-Уральского металлургического завода. Обсуждается дальнейшая интеграция с профильными кафедрами ведущих вузов.

Интервью провел Дмитрий Ляховский

← Назад к списку новостей